— 221 забраковано и получило отсрочку—31,4%. В 1911 году забраковано и получило отсрочку—32,3%, сумма почти тождественная с цифрой 1905 года. Незначительная разница может быть объяснена более внимательным отношением к здоровью принимаемых на службу новобранцев и более тщательным отбором лиц, пригодных к исполнению воинской повинности. Цифры ежегодно бракуемых лиц, призываемых на военную службу, сами по себе производят ужасающее впечатление, особенно если сравнить их с размерами западно-европейской браковки. Во Франции, например, число забракованных составляло в 1872 году 2,29%, в 1875 году—2,60%, в 1880 году—2,35%, в 1883 году—2,21%. И здесь приходится отметить почти постоянный процент бракуемых, хотя потребление алкоголя за указанный период удвоилось. Но опять-таки разницу в числе бракуемых между Францией и Россией отнюдь нельзя объяснить разницей в размере или характере потребления спиртных напитков. На физическую слабость, на заболеваемость влияют другие факторы, каковы хроническое не доедание, периодическия голодовки, антисанитарные условия жизни и недостаточная охрана труда. Давно уже доподлинно установлено не только для России, но и для Запада, что фабричный труд в значительной мере подрывает физическия силы народа. В фабричных районах число бракуемых гораздо больше, чем в земледельческих. Нельзя, следовательно, переоценивать значение алкоголя и приписывать ему исключительную роль в тех явлениях вырождения, которые приходится наблюдать среди населения различных стран. Но и, если отрешиться от всяких преувеличений, то и в таком случае нужно будет признать, что алкоголизм порождает немало социальных бед. Как мы видели, немало собрано фактов, доказывающих, сколько разрушения вносит алкоголь в общественную жизнь, как он мешает прогрессу, уничтожает заложенные в человеке стремления к лучшему будущему. Основная черта алкоголя, делающая его разрушительным социальным фактором, сводится к той | — 222 — атмосфере обмана, самоутешения, в которой он постоянно держит пьющих. Алкоголь заставляет видеть мир в ином свете, чем это есть на самом деле. Пьющий полон преувеличенных представлений о размере своих собственных сил и уверен в том, что для него не составляет никакого труда преодолеть все внешния препятствия, которые стоят на пути его к достижению своих целей. Отеюда то чувство самодовольства, которое охватывает пьяницу, отсюда тот избыток счастья, который постоянно жаждет найти в вине алкоголик. Но в этом забвении, которое дает вино, кроется часто источник людских ошибок и заблуждений, причина пренебрежения самыми священными обязанностями. Видимое счастье, кажущееся блаженство скрывает под собой глубокий распад человеческого духа, ищущого удовлетворение не в исполнении долга, а в его забвении. «Разрушительное влияние алкоголя на человеческий организм, —говорит Фик, — быть-может, не сулило бы особенно тяжкого вреда обществу, если бы оно не было связано с одной особенностью спирта, делающей его самым дьявольским из всех ядов, какие мы только знаем. Это—демоническая способность алкоголя заставить человека, находящогося в самом стесненном положении, когда необходимо пустит в ход всю энергию для поисков выхода, видеть себя в раю окруженным всеми благами мира. Эта особенность алкоголя сделала его жесточайшим обманщиком, ввергающим множество семей в пропасть самой отчаянной нужды. Ведь несчастный, который хотя бы один раз нашел утешение в вине, хватается каждый раз вновь за бутылку, чтобы сократить промежутки между периодами опьянения, когда он переживает чувство ответственности за безвыходное положение, в котором он очутился. Tà^ он и делается пьяницей, преждевременно гибнет и оставляет после себя потомство, обремененное наследственными недостатками, хилое и болезненное, мало устойчивое в борьбе за жизнь, ничего не дающее обществу, кроме безконечного количества хлопот и заботъ». |