— 203 — дента на парламент. К счастью, этой отрасли промышленности не удалось еще превратить все население в стадо своих приверженцев. Остались еще трезвые люди, сумевшие указать избирателям на их обязанности во время общинных и парламентских -выборов. Эти обязанности заключаются в том, чтобы ни в коем случае не посылать в парламент человека, заинтересованного в успехах алкогольной промышленности, не посылать также и такого, кто не известен был бы в качестве прославленного борца против пьянства». И действительно, в политической жизни народа алкоголь выполняет печальную роль. Он убивает в человеке личность и мешает поэтому развитию социально - политической зрелости общества. «Алкоголизм, — говорит Массарик,— враг социального равенства и политической свободы. Он обусловливает рабство на одной стороне, безграничную эксплоатацию на другой; он воспитывает в народных массах долготерпениф, заставляет их мириться со всеми условиями жизни, на которые обрекает их господство сильныхъ». О Ликурге рассказывают, что он побуждал к неумеренному потреблению одурманивающих веществ покоренные племена, чтобы лучше и вернее обезпечить господство над ними. И политика Ликурга нашла себе верных последователей в лице англ о - саксов. Китайцам они открыли опий, африканским неграм и американским индейцам они предложили алкоголь. Таким путем англичане подчинили себе указанные народы, убили в них всякую способность к сопротивлению, сделали их рабами' своих привычек и навсегда отняли у них мечту о свободе. Но особенно разрушительную роль в отношении общественно - политическом спиртные напитки играют среди рабочих. Алкоголь убивает недовольство. Он заставляет мириться с плохим питанием, он прогоняет усталость, он побуждает усматривать человеческое жилье в той дыре, где пролетарий находит себе приют, он заставляет забывать о завтрашнем дне и гнать прочь все мысли и заботы о нем. Таким образом у рабочого притупляется сознание той действительности, которая его окружает. Между тем | 204 — пролетарий должен чувствовать, как скудно его питание, он должен сознавать, как истощен его организм, насколько оскорбительно для человеческого достоинства его жилище, как безнадежно его положение. Он должен сознавать все это для того, чтобы находить в себе достаточно мужества и воли постоянно стремиться к лучшему, стараться выйти из того положения, в котором он находится. «Рабочие пьют, чтобы забыть свой нищету, — говорит Виктор Адлер. Они пьют с более или менее сознательным намерением создать себе иллюзию. А так как все наши усилия Направлены на то, чтобы рабочий класс ничего не забыл, чтобы он, напротив, помнил и негодовал, то каждый человек, которого мы оторвем от алкоголя, будет человеком, завоеванным для нашего дела». В таком же духе высказывается другой вождь рабочих Эмиль Вандервельде. «Под влиянием водки,—говорит он,— рабочие видят мир не таким, каков он есть на самом деле. Мы хотим, чтобы мир казался им таким, каков он есть, ибо только правильное понимание и ясное сознание всех зол, всех несправедливостей и всех злоупотреблений, от которых они страдают, является необходимым условием искоренения этих зол, несправедливостей и злоупотреблений. Если мы хотим, чтобы пролетариат вместо искания в водке забвения своего тяжелого существования, стремился к улучшению условий этого существования, то мы должны бороться с алкоголизмом; и если мы хотим видеть во главе наших организаций людей хладнокровных, с твердой волей, то мы должны бороться с алкоголизмомъ». И, действительно, люди, которые занимаются организацией рабочих, хорошо знают, что член правления какого-либо* профессионального союза или рабочого кооператива потерян для дела, раз он начал пить. Большинство главарей англий^ ских трэд-юнионоЁъ—трезвенники, и к сознанию необходимости этого союзы пришли путем долгого опыта, заставившого их признать, что успеху дела нередко в значительной степени мешает влияние алкоголя. Алкоголь притупляет в рабочей среде не только сознание и понимание окружающей |