— 201 — (Helenius),—что общественная жизнь не может дать удовольствий без алкоголя служит печальным доказательством того духовного убожества, которое царит в кругах, где распространены подобные убеждения. Те, которые прибегают к искусственным мерам для того, чтобы поднять настроение общества, совершенно напоминают собой человека, пытающогося вытянуть фитиль, чтобы лампа ярче горела, когда в ней нет керосина. Результатом такой меры является лишь распространение дыма и копоти. То же самое получается от искусственного веселья, порождаемого в обществе алкоголем. Вино не дает настоящей радости жизни, оно порождает лишь дикия сцены, бессмысленные действия и раздражающий шум ». В этих словах кроется сзоцность вопроса, о котором, мы теперь говорим. Истинное наслаждение дается лишь внутренней удовлетворенностью, сознанием цели жизни и постоянным движением вперед, направленным к осуществлению поставленных задач. Стремление удовлетворить духовные запросы, умение отвлекаться от повседневных забот и злоб, способность подняться выше житейской тины, засасывающей человека, возможность служить высшим интересам правды и справедливости, общественная работа, заставляющая человека проникаться нуждами народных масс,— таковы источники истинной радости. Алкоголь как раз закрывает эти источники, притупляя в человеке его жажду духовных развлечений и оставляя в нем лишь одну преданность животным инстинктам. И жизнь дает многочисленные примеры того пагубного влияния, которое оказывает алкоголь на общественную жизнь, делая человека совершенно равнодушным к своим самым священным обязанностям * Так в Швейцарии в различных кантонах отмечается различная степень участия граждан в выборах. В кантонах Ури, Ааргау, Аппенцель и Шаффгаузен к избирательным урнам идет более 85% избирателей; в Грабиндене— свыше 80%, в Фрейбурге, Цюрихе и Берне—свыше '70%. Между тем в кантоне Ваадт, где достигает значительных размеров потребление спиртных напитков, в выборах | — 202 — участвует всего только 57% всех избирателей. С другой стороны, алкоголь служит нередко орудием для того, чтобы заставить голосовать избирателей за того или другого кандидата. Одурманенные спиртом граждане забывают о своих обязанностях голосовать за лучших, наиболее преданных общественному делу людей, а голосуют за тех, кто лучше их угостит, кто ногонит на них больше винного угара. Так бывало много раз в Германии, где выборы в рейхстаг проходили среди диких сцен разгула и массового опаиванья избирателей пивом; так бывало и во Франции, где борьба между кандидатами основывалась на том, кто больше в состоянии затратить на угощение; так бывало и на наших сельских волостных сходах, где во многих случаях решения принимались под влиянием винных паров. Но классической страной, где судьба выборов и крупных общественных вопросов решалась нередко вином, служат Соединенные Штаты Северной Америки. И здесь система подкупов во время городских выборов, могущественное влияние организации таманни — голь, продажность, полиции и полное извращение основ разумной городской политики,— все это зиждется на власти алкоголя. В 1878 году Филлипс написал свои крылатые слова, которые еще в настоящее время не утратили вполне своего значения. «Нью-Иорк управляется пропойцами и служит лучшим доказательством того влияния, которое имеют в современном обществе кабаки. Люди, которым служат преступники, которые сами готовы на преступление, заняли господствующее положение в этом городе. Над законами государства открыто смеются, и, блогодаря алкоголю, избирательные урны находятся в руках людей, которые не имеют понятия о праве и справедливости и, подсаживаясь все ближе и ближе к общественному пирогу, думают только о своих узко-эгоистических интересахъ». Джон Бернс говорит о большой роли, которая выпадала иногда на долю алкоголя в политике Англии. «В Ман-честре, — говорит этот автор, — хорошо известно влияние алкоголя на население, на полицию, а через министра-прези- |