— 86 — Рие. 27. Самоуничижение пьяницы.
ких обязанностей. На представленном портрете хитровца (рис. 28). сказывается это особое блаженное состояние, при котором человек ни с чем не считается, и все окружающее для него не существует. Утрата высших чувств на ряду с ослаблением воли влечет за собой нравственную огрубелость, рабское подчинение инстинктам и низшим страстям. Совесть и стыд перестают играть в жизни алкоголиков обычную сдерживающую роль. Сознание долга пред семьей, пред обществом угасают. Этот душевный склад нетрудно уловить и на физиономиях алкоголиков. Вот перед нами «кабацкая дама» (см. рис. 29). Все ея лицо говорит нам о беззастенчивости, бесстыдстве и смелости, которыми она охвачена. Печать злобности и грубости делают физиономию противной. Приподнятые брови и опущенные углы рта. складки на переносице, | 87 — широко раскрытые глаза, неподвижный взор,—все это характерные особенности пьяниц, придающия их физиономии выражение грубости. Другой потрет (см. рис. 30) не менее характерен. В нем все говорит об огрубевшей и отупевшей душевной жизни: «всклоченные волосы, и небрежный изорванный костюм, и обвисшие члены тела, и характерные для пропойц неподвижные, осоловелые глаза. Опустившийся, потерянный, «бывший человекъ»,—вот, что говорит вся фигура алкоголика. А вот портрет (рис. 31) «безпробудного» пьяницы. Лицо его одутловато, распухло вследствие постоянного прилива крови к голове. Вся его фигура производит впечатление человека невыспавшогося, тупого и равнодушного ко всему происходящему вокруг. Душевная деятельность его совершенно угасла, и нет, кажется, никаких сил, которые могли бы ее пробудить. Рис. 28. Безпечность алкоголиков. (Типы Хитрова рынка). |