— 61 — ном умысле слова. Страдания мозга должны неминуемо отражаться на различных жизненных отправлениях, производимых теперь без руководителя, без просвещенных указаний со стороны повелителя. Роль полушарий головного мозга в жизни человека выясняется из наблюдений над животными, у которых они были удалены. Собака, лишенная мозговых полушарий, в состоянии была принимать пищу, отвечала рефлекторными движениями на раздражения некоторых частей кожи. Но она потеряла совершенно способность давать себе отчет в своем положении в окружающей среде, она не понимала явлений, происходивших у нея на глазах. Она не понимала угрожающих жестов, оставалась совершенно равнодушной к ласкам. Животное выражало наступавший голод нетерпеливыми движениями и лаем. Но, едва только приближался служитель с пищей и вытаскивал ее из клетки, собака отбивалась и кусалась, утративши, очевидно, совершенно способность понимать намерения служителя, не будучи в состоянии связывать между собой явления, повторявшияся изо дня в день, т.-е. приход служителя и кормление. В то же время собака, по-видимому, утратила все высшия чувства блогодарности, преданности своему владельцу. Если хозяин наступает на хвост или на лапу здоровой собаки, животное, хотя и ощущает сильную боль, но нередко не издает при этом даже крика и во всяком случае не бросается на хозяина. Животное же без мозговых полушарий бросалось и кусало хозяина при всяком причинении ей боли. Ясно, что собака была способна лишь на бессознательные рефлекторные движения. Она отвечала известным действием на раздражения, не сообразуясь с тем, кто был виновником ея боли. Она превратилась в простой автомат, выполняющий ту или иную работу при нажатии пуговки или при потягивании за ручку. Опыт с удалением полушарий головного мозга у собаки показывает, что эта часть нашего тела служит хранилищем различного рода сигнальных знаков, полученных в разное время. Органы чувств (зрение, слух, осязание и т. д.) дают ощущения виденного и слышанного, и следы эти заботливо | — 62 — накопляются и распределяются в различных отделах головного мозга. Животное, таким образом, приобретает знание, т.-е. накопляет следы, которые оно по личному желанию в состоянии использовать. Собака, скажем, проходит школу дрессировки, научается различным фокусам именно в силу того, что в головном мозгу сохранились следы от проделанных много раз движений, и она может их повторять всякий раз, когда в них оказывается какая-либо нужда. Собака, лишенная полушарий, утрачивает все навыки, все способности, которые прививались ей путем долгой и мучительной дрессировки. Личный, как и унаследованный опыт целых поколений (расовый), представляет собой результат старых мозговых отпечатков, которыми и обусловливается возможность мысленного воспроизведения прежних ощущений и переживаний. При отсутствии опыта только внешния раздражения и могли вести к действиям; с развитием же сигнального аппарата внутренния побуждения также обусловливают целесообразные движения. Животное, руководствуясь указаниями накопленных сигналов, когда-либо отпечатанных в мозгу, действует теперь под их влиянием, как будто бы эти старые переживания происходили в действительности. Нечего и говорить о том, какую огромную роль играет опыт в жизни животных. Блогодаря запечатлённым в мозгу следам, животное предвидит угрожающую опасность, готовится к самозащите, зоготовляет все необходимое для безпрепятственного существования. Перелетные птицы, например, улавливают самые слабые перемены внешних условий, каковы уменьшение тепла, увеличение влажности, и уже заблоговременно ищут себе убежища, пускаясь для этого в дальний путь. Человек отличается от животных развитием своего сигнального аппарата, своим богатым опытом, способностью мысленно воспроизводить всякого рода прежния переживания. Органы чувств у человека во многом уступают органам чувств животных: возьмем хотя бы остроту слуха многих животных, обоняние собаки, зрение орла и коршуна. Но за то мыслительные или психическия способности обезпечивают |