Эрисман Ф.Ф. Влияние алкоголя на детский организм и борьба с алкоголизмом среди молодежи // Вестник воспитания, №4 (апрель) 1897 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 140   >>>

  

140

ВЕСТНИК ВОСПИТАНИЯ.

шюры, содержание которых доступно неспециалисту, могли бы дополнять живое слово врача, j

Великая роль в предохранении молодого поколения от прикосновения с алкоголем принадлежит школе и ея представителям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой. Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в школе; самое выдающееся влияние, на ряду с семьей, оказывает на него школа. Школа, если она желает быть для ребенка не только местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и воспитательным заведением, принимающим близкое участие в физическом блогополучии, а также и в духовном и нравственном развитии детей, обязана сделать все от нея зависящее, чтобы ея воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она может выполнить различными путями. И так как весь характер школы и влияние ея на детей зависит не от различных статутов, правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то от учителя же, от его отношения к вопросу об алкоголизме, зависит и воспитательное значение школы в этом деле. Если учитель сам поклонник спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает соответствующую его общественному положению умеренность, если он не может влиять на детей своим примером, то он будет напрасно говорить перед ними красивые слова о необходимости воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких услуг борьбе против алкоголизма. (Другое дело, если учитель, хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей, но для детей всегда служит примером умеренности и никогда

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ.

141

не роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело может обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем молодому организму, может их предостерегать от употребления его, и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воздержания для своего будущого. Необходимо, конечно, чтобы учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся в пользу преподавания гигиены (включая сюда и элементарные сведения из анатомии и физиологии) в учительс?сих семипар>иях. Такая мера лучше всего обезпечила бы широкое распространение гигиенических понятий в народных массах, потому что эти понятия проникали бы туда самым естественным путемъ—через школу, через молодое, восприимчивое ко всему хорошему, поколение Э

Помимо личного влияния учителя, школа могла бы пользоваться, для ознакомления детей с вредными свойствами алкоголя и для предостережения их от употребления спиртных напитков, внесением в учебники соответствующого материала. Один из учителей в Цюрихе (Вейс), просматривая в этом отношении учебники, употребительные в начальных школах этого города, нашел там лишь краткия и общия указания на вред пьянства и на необходимость пользоваться спиртпыми напитками умеренно, и, кроме того, некоторые поговорки, в роде: „Вода и хлеб делают красные щеки", „В вине утопает больше людей, чем в воде", „Вино не дурак, но оно делает дураковъ" и проч. Этого, конечно, недостаточно; необходимо, чтобы в той или другой форме ясно проводилась мысль об опасности, угро-