Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 528   >>>

— 528 —

разрушающого действия алкоголя». Вот что пишут из провинции (Читает): «С прекращением пьянства поднимется просвещение, найдутся деньги; напр., пропитые деньги хватили бы на введение всеобщого обучения во всех 12 уездах Костромской губ., где 46°|0 всех детей остаются даже без начального обучения и где по вычислению земства на 54 новых школы нужно 118.800 p., а в казенку отдано 8.588.900 р.». Гг., народ относится охотно к просвещению, принимает его охотно; сам содержит школы и никогда не гнал учителей, а кабатчиков гонит. Говорят еще о том, что бороться с народным пьянством нужно путем разумных развлечений; говорят, нужно крестьянам, рабочим показать хорошую картину, почитать умную книгу; от этого он будет лучше и не будет пить. Я с этим не соглашусь. Да, разумные развлечения отвлекают народные массы от кабака, занимают у него время, которое он мог бы потратить от скуки на употребление спиртных напитков. Но надеяться только на одни интеллигентные развлечения нельзя. Я напомню, какия ужасные преступления совершаются в пьяном виде. Является пьяный отец домой, бьет свой беременную жену, мать его детей, грудных младенцев выбрасывает на мороз, часто убивает до смерти. На утро, когда он увидит жену в синяках, детей изуродованными, неужели такая картина ужаса на него не подействуетъ? Неужели у трезвого нет совести, сострадания и жалости? Неужели жалость к детям не охранит на будущее время от этого? Нет, гг., на другой день, получая деньги за заработок, он опять возвращается к прежнему. Поэтому, все эти указания на то, что разумные развлечения сделают весь народ трезвым, не совсем верны. Я хочу указать вам еще на следующее положение: действительно, гг., образование принесло бы свои плоды, если бы оно безусловно гарантировало от пьянства. Я хочу указать, что это положение, имело

— 529 —

бы основание, если бы образованные тоже не были бы подвержены этой болезни, если бы образованные тоже не пили. Скажите мне, что образованные не пьютъ? Пьют, да еще как. Вот передо мной лежит вырезка из газеты «Новое Время», которое говорит, как недавно справляли в Москве студенты Татьянин день. Это, кажется, люди образованные, находящиеся под влиянием воспитанных культурных, образованных профессоров. Вот я прочитаю,—прочитать необходимо, потому что их скотское поведение действительно возмутительно, — {Читает): «12 января, как известно, в Москве празднуют «Татьяну», т. е. юбилейный день университета, и все московския газеты на другой день систематически описывают празднование под рубриками: «У Яра», «В Стрельне», «У Мартья-ныча» и т. д. Вот отрывок из этого нового героического эпоса: все неистово кружатся в танце «без заглавия». Обнимаются, целуются, садятся верхом друг на друга. Вдруг при несмолкаемом хохоте один из студентов ныряет в бассейн; далеко расплескиваются брызги» и т. д. Гг., ведь это студенты,—люди, кончившие гимназию, находящиеся в стенах высших учебных заведений,—кажется, люди вполне просвещенные; между тем, они ведут себя также, как и наши крестьяне и рабочие, когда они находятся в этом скотообраз-ном состоянии. Чтобы не быть голословным, я не выхвачу один, два факта из жизни, а укажу еще на следующее. Приват-доцент П. В. Безобразен пишет (Читает): «Меньше всего пьют в Италии; а народное образование там гораздо ниже, чем в Англии. Воспитывать детей с дурными задатками очень трудно, иногда совершенно невозможно, а мы постоянно твердим о воспитании и вертимся, как белка в колесе». Приводя примеры пьянства интеллигенции г. Алесандров-ский спрашивает в «Одесском Листке»: «и, быть может, потому, что так сильно предается алкоголю наша интеллигенция, вопрос о народном пьянстве



Hosted by uCoz