— 44 - знать науку, которая говорит, что алкоголь есть яд, яд самый ужасный. Многие ли у нас знают сейчас в народе, что это есть ядъ? Учат ли у нас в училищах, знакомят ли ребятишек, что это есть ядъ? Наклеивают ли на винную посуду такия сигнатурки, какия наклеивают на ядах в аптеке? Если бы украсили всякую бутылочку этим черепом с подножьем, может быть, не всякий бы за нее, из чувства отвращения хватался. У нас есть высшая медицинская наука; она имеет всякия факультеты, лечит внутренния и наружные болезни. Но я хотел бы спросить, господа, имеется ли там факультет борьбы с пьянствомъ? (Смех). Ведь если взять, господа, все болезни, все эпидемии, с которыми борется человечество и ни перед чем не останавливается для того, чтобы осилить какую нибудь заразу, невидимую заразу, в виде микробов холерных, тифозных и других, то их стараются уничтожить путем запретительных строгих законоположении. Я помню в Самаре несколько лет тому назад у нас в одном квартале образовалось чумное заболевание; вЬдь этот квартал власти оцепили военной стражей, никого не выпускали и хлеб им через забор перебрасывали,—вот как борются с врогом, который угрожает здравию населения. Да разве, господа, алкоголь можно сравнять с этой заразой? Он уносит жертв более, чем все эпидемии, вместе взятые. Гладстон говорит, что ни война, ни чума, ни голод не могут сравняться с теми несча-стиями, которые приносит алкоголь. Вот поэтому то одними только красивыми фразами, которыми можно, действительно, сорвать аплодисменты, но ими одними с этим злом, видимым и всеми знаемым изо дня в день, бороться, по моему, нельзя; нужаа борьба прямая, решительная и борьба открытая; надо признать, что это есть яд, назвать его ядом во всех местах и запереть в аптеках. Вот поэтому я и хочу предложить к этому законоположению следующия поправки: | \ - 45 — здесь в этом предположении говорится, чтобы предоставить право сельским и населенным обществам самим определять, желают ли они иметь в своем селении или обществе кабак или другое питейное заведение. Такое право я предлагаю расширить и на города, и поселения, и на посады, и на станицы и на аулы. Такое право должно всем принадлежать, всякой самоуправляющейся общественной единице. Если мы предоставляем городским самоуправлениям право бороться с холерой, чумой, то должны предоставить и право бороться с этой видимой отравой. Дальше, в сельских обществах я считаю необходимым при решении вопроса на сходах, когда будет разбираться вопрос о желательности или нежелательности иметь кабак или другое питейное заведение, чтобы с правом голоса участвовали и жены домохозяев и их матери. (Рукоплескания слева). Говорю это потому, что мы уже, городские жители, в деле народного образования допускаем матерей в родительские комитеты, мы допускаем их из мысли, что мать, любя дитя, внесет материнскую любовь в эту среду, где часто нет души. Но, господа надо подумать и о том, что не только ей надо предоставить право заботиться, когда он в таком возрасте, когда получает образование, но и тогда, когда она его зачнет и с болью оторвет от сердца, чтобы она знала, что он не будет пьяницей и нищим. Теперь еще не могу не внести следующую поправку: нужно добавить, чтобы в тех районах, где будет запрещена продажа крепких напитков, безусловно не было бы возможности еио сохранять и перевозить. Я говорю это потому, чтобы во время запрета в этих местах каралась тайная продажа и чтобы никто не мог сказать, что он напитки хранит. О перевозке говорю по поводу случаев, которые бывают в Сибири: на всех золотых приисках продажа спиртных напитков приостановлена; и вот, нагружают воза бутылками, едут и торгуют тайно и возвращают деньги |