1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 | |
Алкоголизм и школаI. В заседании Государственой Думы 3 ноября 1910 г. при обсуждении статьи 12-й внесенного Министром Народного Просвещения законопроекта о начальных училищах, депутат Челышов высказал следующее: Гг. члены Государственной Думы. В рассматриваемом нами законопроекте ст. 12 перечисляет все предметы, кото-иые должны/оудугь проходиться учащимися в начальных иаших >г4илищах. Предметы суть следующие {читает): ,законеБожий, русский язык, арифметика, краткий курс гео-иетрии в связи с черчением, география, история России, краткия ведения по природоведению и обществоведению, чистописание (, по возможности, пение, рисование и физическия упражнения". ’г.,; все это нужно, нее это необходимо знать для подрастаю-дого поколения, для развития его молодого ума, но есть еще дон предмет,—я его называю именно предметом, потому то это вещь серьезная, глубоко пустившая в народную шзвь свои корни, — изучение которого я считаю для народа ^обходимым: это ознакомление с последствиями отравления пиртными напитками народной жизни. Поэтому я считаю «обходимым дополнить эту статью следующими словами: иосле слов „по природоведению “ добавить слова: „о вреде, ириносимом употреблением спиртных напитковъ". Дополне-иие это я считаю потому необходимым, что все подрастающее юколение должно знать, что все, что делают они, глядя на тарших, видя, что старшие пьютъ—а они по неопытности, ‘У незнанию делают то же самое, думая, что пьют для ве-елья, что будто бы спиртные напитки дают веселое настроено, а также пьют для молодечества,—они должны знать, ‘то это даром не пройдет никогда; что это не проходит .аром, говорит наука. Во всех исследованиях наука доказывает, что употребление спиртных напитков есть потреб- | ление яда, -жатого по своим последствиям, что это отразится на з^овом, чистом, святом человеческом уме и организме. И ь.одф еще то, что все страшные яды не имеют одного того камеей ^ которое имеет алкоголь; все эти яды не имеют притягате.,, HOg силы к себе, а алкоголь имеет ужасную притягательнук г,илу, и человек, раз испробовавший его, редко теряет влечение ^ этой 0Храве. Весь ужас всего человечества в том, что 'вовек соприкасается с так ■> щедро везде обслуживающими ей питейными заведениями, и что население всегда и везде, во вс^ ое время дня и ночи j может эту проклятую отраву иметь. т?Го неведомая сила влечет для удовлетворения пагубной для илГ0 потребности. Я должен указать еще и на следующее положегие, что с этим злом отравы населения алкоголем соседи наши, культурные государства, уже борются; этот вопрос признали ^опросом государственной важности и рядом мероприятий в своих государствах уделяют этому в своей школе одно из первых мест. В Америке преподавание о вреде алкоголя в школах введено как обязательный предмет и занимает то же положение, как история и география, и имеет значение при переводе из класса в класс. В Соединенных Штатах требуется, чтобы для низших школ 20—25 проц. донг для чтения было посвящено алкоголю. В Канаде никто не получает аттестата на право преподавания в общественных школах, если не выдержит испытания по физиологии и гигиене, при том специально в применении к алкоголизму.■ В настоящее время 22.000.000 детей воспитываются в школах в правилах строгого воздержания от алкоголя. В 1882 г. американское общество врачей выступило прямо с требованием к правительству Соединенных Штатов относительно введения в школы антиалкогольных наук. Другая страна—это Франция, где в 1900 г. францусский министр народного просвещения в своем циркуляре учителям говорит: „Преподавание о вреде алкоголя не может считаться второстепенным делом. Я желаю, чтобы оно в наших научных программах заняло то же место, что грамматика и арифметика; я требую, чтобы при испытаниях, которыми заканчивается курс наших училищ, проверялись познания |