~ 223 - 5) Основной принцип монопольной реформы при ея введении — устранении частного интереса в торговле виномъ—нарушается широким допущением казенной продажи водки на комиссионных началах в частных заведениях различного рода. Число мест продажи казенного вина возрастает вне зависимости от действительного спроса. Запретительные приговоры крестьянских обществ в огромном большинстве случаев оставляются без исполнения. Вместе с тем винная монополия привела к развитию уличного пьянства, перенесению пьянства в семью, усиление тайной продажи казенной водки и пр. Такия паллиативные меры, как понижение крепости водки или повышение ея продажной цены, не могут при настоящих условиях существенно ослабить у нас недостатки винной монополии. В виду всего вышеизложенного, съезд признает необходимым проведение нижеследующих мер: 1) Вопрос о составлении плана распределения заведений для продажи спиртных напитков должен решаться при участии представителей органов общественного управления. 2) Сельским обществам должно быть предоставлено право составления запретительных приговоров, а городским общественным самоуправлениямъ—издание соответственных обязательных постановлений; при постановке этого вопроса на сходах с правом решающого голоса участвуют женщины. Точно также открытие новых заведений в селениях может быть допущено только с согласия населения, выраженного на сходе с участием женщин. 3) Рабочим на фабриках и заводах должно быть предоставлено право ходатайствовать о закрытии винных лавок вблизи фабрик и заводов на расстоянии одной версты. Вместе с тем съезд признает, что коренной мерой в отрезвлении населения было бы постепенное упразднение питейного дохода путем уменьшения количества выпускаемых в продажу (на потребление населения) спиртных напитков и замена питейного дохода другими источниками государственного дохода. Последнее возможно только при изменении всей финансовой политики государства и приведении ряда социально-экономических мер, клонящихся к поднятию блогосостояния населения. Съезд признает, что успешная борьба с алкоголизмом в Прибалтийском крае возможна лишь при условии предоставления крестьянским волостным обществам право постановлять приговоры о закрытии корчем и пивных лавок. .По вопросу о попечите.естваяе о породной трезвости Съезд признает, что ,\.) существующия попечительства о народной трезвости носят пока мой характер борьбы правительства с пьянством, 2) попечи- | - 224 — тельства о народной трезвости фактически являются учреждениями бюрократическими, лишенными обидественой самодеятельности- 3) ассигнуемъ^ правительством ежегодные субсидии в размере 2 миллионов рублей являются при настоящей организации попечительств мало производительной тратой народных денег; 4) передача попечительств о народной трезвости в руки городских и земских самоуправлений могла бы принести пользу лишь при условии привлечения широких слоев населения к участию в общественных самоуправлениях. Съезд отвергает мысль о возможности борьбы с пьянством посредством распространения пива и других спиртных напитков- Съезд признает необходимым более энергичную работу русских врачей для внесения в широкия народные массы правильного представления о блоготворном значении полного воздержания от всех спиртных напитков. КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ. |