Бородинъ Д.Н. Итоги работъ Перваго Всероссійскаго съѣзда по борьбѣ съ пьянствомъ. СПб.:Виленчикъ, 1910 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 187   >>>

  

— 1ST —

37.

Д, Н. Бородин: „ Ѵоттенпорисиая система продажа ошршны:п, наикшиоип,".

Положения.

1) Содержание и значение системы продажи спиртных напитков.

2) Преимущество Готтенборгской системы по сравнению с Монопольной системой.

Борьба с пьянством ведется уже давно, но только в 19 столетии отдельным странам удалось достигнуть хотя бы некоторого успеха в деле уменьшения или приостановки роста потребления спиртных напитков. В виду сильного развития запрещенной торговли, вследствие ея прибыльности, Америка была одна из первых стран общественного почина в деле борьбы с алкоголизмом.

Аттака трезвенников обнимает в настоящее время целых »s территории Соединенных Штатов и около 40—45°» американского населения живет при абсолютном запрете торговли спиртными напитками.

Примеру Америке последовали: Англия, Франция, Германия. Здесь однако преобладал принцип невмешательства закона в 'дело потребления алкоголя населением и блогодаря этому результаты оказались далеко не те, что в Америке.

На путь вмешательства государства в дело торговли алкоголем вступила и Швеция. Принятая ею система, широко известная под именем Готтенборгской—основателем которой был пастор Петр Визельгрен.

Система эта построена на борьбе с высокой прибыльностью торговли спиртными напитками и не воспрепятствованию дальнейшого увеличения числа мест продажи вина.

Суть системы состоит в том, что продажа спиртных напитков разрешается лишь особым обществом, которое излишек прибыли сверх 5°/о на вложенный капитал, должно отдавать государству, распределяющему их в процентном отношении между общинами, муниципалитетами и госуд. бюджетом.

К важнейшим частностям системы относятся: запрещение продажи вина в посуде ниже известной емкости (1 литра) и запрещение продажи вина распивочно без подачи кушаний.

Блогодаря этой системе потребление спирта в Швеции и Норвегии упало в 6 и в З1/* раза за последнее столетие.

В Норвегии Готтенборгская система работает еще лучше, чем в Швеции. Здесь продажа находится в руках „замлоговъ", обществ трезвости, которые не берут ни одной копейки в свой пользу, а всю прибыль распределяют на школы, народные университеты, музеи для народа и т. д. Таким образом, все, что обыватель

— 1SS —

переплачивает за водку лишняго, возвращается тому же обывателю в виде полезных учреждений. Но если бы большинство населена в городе пожелало, чтобы „замлагъ" не торговал, то устраиваете, голосование между всеми мужчинами и женщинами старше 25 лет Коль скоро окажется, что большинство против водки, то „замлагѵ распускается и нельзя получить в городе больше ни одной капли спиртного напитка. В настоящее время в 25 городах Норвегии, население уже уничтожило „замлаги" и совершенно отказалось оту водки,

Общая польза такого положения очевидна. Что касается дс финансовой стороны дела, то за один только 1895 год „замлаги*' передали—в музеи 30,000 рублей в народные библиотеки—16.000руб в народные школы—25,000, на вечерния школы—16,000, на школы ручного труда —35,000, на детские приюты—75,000, на богадельни-13,000, на больницы—35,000, на народные купальни—35,000, на город. ские сады для детей—30,000 и т. д. в общем же на 800,000 руб,; при населении страны всего в 2 миллиона! ;

Итак, сущность этой системы заключается в том, что щ: продажу питей в данном городе устанавливается монополии,: которая, принадлежа теоретически городу, фактически передаете»! им в руки акционерной компании, основанной на полукоммерче., ских, полуфилантропических началах. Начало коммерческое заключается в том, что капитал, вложенный в дело, приносите 6 процентов годовых; следовательно, никогда не может быть недостатка ни в самом капитале, ни в лицах, готовых отдать его на это дело, раз с этим не связан какой-либо риск, а почти верный доход. Филантропическое начало заключается ви том, что акционеры, с самого начала, отказываются от всякого барыша, заранее предназначая весь, имеющий получиться, сверх упомянутых 0 о на капиталы, барыш на общественные надобности. Комбинация этих двух начал, вполне обезпечивает за предприятием солидность и успех, так как с одной стороны, оно не требует от участников никаких материальных жертв, нг которые находится немного охотников, а с другой стороньи-в нем с самого начала устранен всякий личный интерес, кот& рый мог бы служить камнем преткновения для достижении моральных целей, положенных в основу предприятия. При такихи условиях, компания отнюдь не имеет интереса открывать ви городе столько питейных заведений, на сколько она имеет права а лишь такое количество, в каком чувствуется настоятельна необходимость. Уменьшив, таким образом, число мест, служа тих соблазном, компания может ограничить и время продажа питей, закрывая заведения по воскресным и праздничным днями а также по будням, в определенные часы. В виду общепризнан