Бородинъ Д.Н. Итоги работъ Перваго Всероссійскаго съѣзда по борьбѣ съ пьянствомъ. СПб.:Виленчикъ, 1910 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 124   >>>

  

124

Обезпеченный кусок хлеба удержал бы от желания извЪй ной роскоши далеко не всех женщин и нашлось бы не таких, которые захотели бы этой роскоши и не остановились бы J перед какими средствами для ея достижения. При постоянное] наличии спроса, такия женщины всегда имели бы успех.

Следовательно, помимо обезпеченности, необходим еще изви стный подъем нравственности, известное воспитание, которо удержало бы женщин от соблазна. Допустим, что и это достт нѵто,—все же останется очень много женщин, которые предала проституции в силу порочных наклонностей, обусловленных бо леченной физической и душевной наследственностью, Наблюдени над проститутка,ми показали, что большинство их именно отли мается этими наклонностями.

Для того, чтобы сделаться проституткой, женщина должн быть порочно предрасположена и это доказывается тем, что да леко не все женщины, стоящия в совершенно одинаковых усло виях, избирают этот путь, если даже в одинаковой степей представляется возможность этого выбора. Неоднократно наблю даются факты, как изь двух сестер, стоящих в совершении одинаковых условиях, одна бьется как рыба об лед и добивает себе пропитание тяжелым трудом, не сдаваясь ни на какк соблазны, а другая с легким сердцем берется за ремесло про ститѵтки.

С болезненно-порочным предрасположением бороться ещи труднее, чем с материальными невзгодами. Здесь нужно поднята нравственный уровень целых классов общества и, кроме того озаботиться и о физическом оздоровлении этих классов.

Трудно сказать, в какой мере все это возможно и достижимо но. во всяком случае, достигнуть этого очень и очень не легко.

Все приведенные условия делают проституцию чрезвычайно стойкой, а насколько она стойка, мы можем судить по давност* ея существования и по бессилию самых крутых мер. какия только когда-либо были направлены против нея. Ни истребление 32,000 ма-дианитянок, ни законы Генриха III, ни знаменитый уголовный кодекс Марии-Терезии не могли искоренить проституции, а, напротив, только усиливали ее. Не могли этого сделать, и старания аболи ционистов, предоставляющих проституткам полную свободу, во имя уважения к человеческой личности и открывающих убежища для заблудших женщин, где последния получают возможность заняться честным трудом.

Борьба с проституцией путем регламентации или путем або-лизионизма оказалась безплодной и таковой она и должна быть, так как ни то, ни другое не устраняет основных причин проституции. Не имела успеха и борьба с отдельными формами проявления

проституции. Искоренить одиночную проституцию еще труднее, чем закрыть дома терпимости, по понятным причинам. Активная борьба с проституцией, таким образом,—невозможна. Невозможна в том смысле, что ее нельзя вести круто, издавая запретительные постановления против тех или других проявлений проституции. Борьбу эту нужно вести исподоволь, уничтожая все те причины, которые лежат в корне проституции, которые ее порождают. Для этого нужно заботиться о поднятии блогосостояния населения, о возможно широком распространении просвещения, о предоставлении женщинам возможности трудиться и главным образом, об искоренении алкоголизма, этого главного возбудителя н порочной жизни и обусловливающого порочную наследственность и вырождение, наконец, о правильной постановке вопроса—о браке. Этим путем, хотя, может быть, и очень не скоро, ѵдасться добиться того, что проституция сделается лишней, ненужной, уничтожится как спрос на нее, так и предложение.

Возможно даже, что все это произойдет само собой, без всякого посторонняго вмешательства.

Пока же, на основании всех исторических и современных данных, приходится, к сожалению, мириться со злом, терпя проституцию. Но терпеть проституцию, допуская ея существование, не значить совершенно безразлично относиться к ней. Нужно только бороться не с самым фактом существования проституции, а с тем злом, которое от нея происходит, сдерживать ее в известных пределах, чтобы она существовала лишь постольку, поскольку она пока необходима и неизбежна. Предоставленная самоии себе, проституция, как мы .могли убедиться в этом на многих примерах, становится слишком большим злом.

Итак, наши положения сводятся к следующему: 1) открытие публичных домов не должно быть допускаемо ни в целях санитарных, ни в интересах общественной нравственности, 2) все существующие дома терпимости должны быть закрыты; 3) Необходимо уничтожить регламентацию проституток: 4) на случай, если бы дона терпимости были сохранены,—ставим резно и решительно требование к государству о воспрещении. под страхом тяжелой кары и денежной ответственности, продажи спиртных напитков в домах терпимости; 5) расширение области занятий, к которым допускаются женщины; 6) изыскание способов к обезпеченности работниц из простого сословия; 7) содействие нравственному воспитанию и образованию народа; 8) доступность врачебной помощи; 9) установление особого надзора за положением девушек в ремесленных, фабричных заведениях и на заводах и за домашнею женской прислугой, в смысле забот о нравственном охранении ея; ИО) изменение законов о сводничестве, так как наш закон ничего не говорит о сводничестве, со стороны посторонних, которое встречается наиболее часто; 11) уста-