Бородинъ Д.Н. Итоги работъ Перваго Всероссійскаго съѣзда по борьбѣ съ пьянствомъ. СПб.:Виленчикъ, 1910 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 22   >>>

  

— 22 —

быть включено развитие самодеятельности, энергии самого насел-ния, без помощи и поддержки которого немыслимы планоме| ные и разумные противоалкогольные меры, она же, наконец, должи заключать в своей основе—изменение самой финансовой систел; современных государств, извлекающих огромные доходы из и; логов на спиртные напитки, связавших себя с алкоголизмом масс. Разве это не характерно, в самом деле, что служение др-тому идолу современных государств милитаризму —вызывает громадные, непосильные для населения расходы. Они все растут растут и на наших глазах Англия, Германия, Италия, Франция наша Россия пытаются покрывать в той или иной степени недочет в своих государственных доходах среди прочих источников все новым и новым обложением вина, пива, водки и прочих алкогольных напитков.

В нашем государственном бюджете громадная полумии, лиардная сумма чистого дохода от винной монополии особенно за ставляет задуматься всякого, кто понимает, как трудно заменит ее чем либо инымь и какая это сама по себе труднейшая и прс должительнейшая задача.

Ни запретительными, ни тем паче карательными мерами, н: одними мерами проповеди и призывами к разуму и чувству, н, даже одними только социальными реформами—не одолеть громад ной .многоголовой гидры „зеленого винного змия".

Долгая и непрестанная, широкая и разнообразная, индвидуали ная и общественная, местная и общегосударственная должна быт борьба с этим грозным и неумолимым врогом и отдельная человека и всего государства.

Недостаточно вырвать из его цепких когтей несколью несчастных жертв, недостаточен местный, самый разумный, самьп горячий почин в этом сложнейшем деле.

Нужна во всех направлениях созидательная работа, трудна' перестройка общественного уклада, быта, привычек, нужны корен ные государственные реформы, даже реорганизация международных отношений, прежде чем можно будет окончательно побороть массо вый алкоголизм и уберечь общество от его роковых последствий-болезненности, несчастий, преступности и вырождения населения.

Трудности этой задачи весьма ясно были согнаны устроителями первого съезда. Состав его сотрудников и сочленов, разнообра зие затрагиваемых ими тем и жгучих вопросов, различие точек, зрении и взглядовъ—все это особенно уместно, как долг дружной, первой, совместной попытки продолжительной организованно!" борьбы, в которой так отстала Россия.

Viribus unitis!—вот что должно было бы быть и что на самом деле имеется как лозунг начавшогося съезда.

— 2 Я

Борьба трудна и сложна, но тем дружнее, тем энергии ,нlie и теснее должны быть ряды борцов.

Именно такой работы,—ответственной, свободной и блогодар-иой—мы ждем отт» открывшогося первого всероссийского съезда но борьбе с пьянством.

Речь члена Гос. Думы барона А. Ф. Мейендорфа „О законопроекте выработанном Комиссией Госуд. Думы о мерах борьбы с пьянством1* не могла быть прочитана, по болезни барона

А. Ф. Мейендорфа.

Приветствия и телеграммы Съезду-

Кажется, ни один из наших Съездов не вызывал такого обильного количества приветствий и не видал такой л\ассы привет-с и винных депутаций.

В первую очередь та варит председателя Организационного Комитета Д. Н. Бородин читает полученное им от Л. Н. Толсто™ письмо.

Д. И. Гюродин своевременно поставил в известность Льва Николаевича Толстой о возникновении мысли созвать Первый Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством. Сообщая ему, как великому учителю и наставнику трезвой жизни, о состоявшемся разрешении созвать съезд и о ходе работ Организационного Комитета, Д. И. Бородин просил Льва Николаевича отметить так или иначе столь крупный момент в истории русского противоалкогольного движения, как созыв первого съезда по борьбе с пьянством.

На это обращение. Д. Н. Бородин получил от Л. Н. Толстой) следующее письмо:

Дмитрий Николаевич, Очень рад буду содействовать, чем могу, Вашему прекрасному намерению. Чем больше я вижу зло, происходящее от пьянства иа вижу я это зло в ужасных размерах), и чем чаще мне приходится говорить об этом зле с страдающими от него, тем больше я убеждаюсь, что спасение от него преимущественно, если не исключительно, в сознании людей губительности—не для тела, а для души—этого греха. Избавится от него человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда не станет пить, хотя бы перед ним в его комнате, стояло бы вино и он слышал его запах и ему стоило бы только протянуть руку. А это будет только тогда, когда человек будет считать блого духовное выше блага телесного. А такое предпочтение души перед телом может быть только у человека религиозного.

Так что. по моему мнению, пьянство—от отсутствия религиозного сознания и спасение от него в пробуждении этого сознания.

С совершенным уважением

Ясная Поляна. 4-го декабря 09 г. Лев ТОЛСТОЙ.