Бородин Д.Н. Всероссийский съезд деятелей по борьбе с пьянством, СПб.:1909

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 32   >>>

  

32 —

за истиной. А все эти качества—бесспорно принадлежат нашей русской молодежи. Помните господа, что высшая любовь, служащая основой человеческому роду—это семья, которая никогда и ни в каком случае не может быть принесена в жертву наслаждению, требующему гибели другого. Не забывайте, что оружие в руках ваших здорово нравственно и физически и вы, в конце концов, восторжествуете. Нам нужна ваша культурная помощь, ваши силы и энергия в борьбе с отчаянным врогом человечества.

Сомкните, господа, Ваши ряды и пойдемте вместе смело впередъ!

Алкоголь, покоряя все новые и новые рабочия массы, является одним из грознейших врогов пролетариата: отклоняя рабочих от борьбы за освобождение труда от ига капитала, он в то же время неуклонно приводит их к полной потере трудоспособности. Такую роскошь могут позволить себе лишь сытые буржуа, которым достались по наследству акции винокуренного завода или золотые прииски. Обездоленный же рабочий класс должен как можно скорее избавиться от своего врага. Надеяться на содействие правительства, заведывающого в качестве хозяина винными лавками, нечего. Это показало само дело: непьющие рабочие за Невской заставой обратились в 1906 году в министерство финансов с просьбой закрыть винные лавки в их районе и получили отказ. Сознательные рабочие должны взять в свои руки борьбу с алкоголизмом среди рабочей массы, усматривая в ней одно из средств классовой борьбы, подобно швейцарским, бельгийским и австрийским рабочим,—тем более, что пролетарское движение воздержания уже знакомо русским рабочим. В 1905 году в момент сильного общественного подъема среди нашего рабочого класса повсюду возникали одно за другим

- 33 —

организованные самими же рабочими общества воздержания, насчитывавшия в своих рядах сотни и тысячи членов.

Для того, чтобы добиться успешных результатов в борьбе с алкоголем, надо прежде всего совершенно отказаться от двух положений или, вернее, от двух формул, одинаково пустых, одинаково бездоказательных, которые часто противопоставляются друг другу: алкоголизм есть причина нищеты или нищета есть причина алкоголизма.

С одной стороны, нелепо было бы утверждать, что алкоголизм является единственной или главной причиной нищеты и, что, следовательно, специальный вопрос будет решен в тот день, когда все рабочие превратятся в трезвенников. Если бы все рабочие решили пить одну только воду, то механизм капиталистической эксплуатации все-таки нисколько не переменится коренным образом, собственники орудий производства по прежнему будут отнимать у рабочих прибавочную стоимость, которую производят последние.

С другой стороны не менее нелепо утверждать, что бедность—единственная или главная причина алкоголизма и что, следовательно, вопрос об алкоголизме разрешится вместе с уничтожением капиталистического строя, и только вместе с ним.

В самом деле, как можно утверждать, что бедность, одна только бедность порождает пьянство, когда видим, что оно в других формах часто с такой же, и нередко с еще большей интенсивностью процветает среди достаточных классов. Если же признать, что алкоголизм имеет и другия причины кроме бедности, что пьянству придаются также из склонности, из подражания, из предрассудка, блогодаря безделью и привычкам,— то можно ли надеяться, что пьянство исчезнет без помощи пропаганды, так сказать автоматически, само собой,