Бородин Д.Н. Всероссийский съезд деятелей по борьбе с пьянством, СПб.:1909

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 16   >>>

  

— 16 —

Съезд укажет на то, что уже сделано в этом направлении: единение союза врачей-трезвенников, педогогов, народных учителей, движение в религиозных братствах, деятельность рабочих, влияние пропаганды о трезвости среди рабочих классов. Наконец съезд рассмотрит требования и задачи современного общества, где одни стоят за умеренность, другие за абсолютное воздержание. Съезд не может примкнуть всецело ни к той, ни к другой стороне, так как в числе его членов будут находиться и трезвенники и умеренные потребители. Для успеха дела, во всяком случае, желательна совместная работа обеих групп, так как они имеют много точек единения. Представители обоих направлений выяснят на съезде программу деятельности, ея основание и цель, в зависимости от личных взглядов и наблюдений. Дело слушателя — согласиться с теми или другими.

В одном направлении сойдутся все представители, к какой бы группе они не принадлежали. Они твердо убеждены, что алкогольный вопрос может быть решен только тогда, когда каждый человек проникнется сознанием, что алкогольное дело— есть ею личное, дело. Речь идет не о нескольких жертвах пьянства, но об оздоровлении всею народа и о всей современной культуре.

Мы живем в пору проблем, в период, когда все современные явления подвергаются нашей подробной критике. Правильно это или нет, но мы пытаемся в каждой области произвести реформы; едва ли существует вопрос, который бы не обсуждался в настоящее время. Ничто не остается неприкосновенным, ни одно положение, ни одно воззрение, ни одно установление, как в области политики, так и в социальной, религиозной, этической и научной; всюду мы должны что-либо изменить, все преобразовать— а кое-что совершенно уничтожить, заменив его чем-нибудь другим. Это общее желание, эта потребность реформ, наблюдаемая во всех культурных государ-

- 17 —

стахъ—в виде чего-то сознательного и целесообразного, то чего-то слепо осязаемого — неопровержимое доказательство громадного и тяжелого вреда, который находится в основе нашей культуры. И в действительности это так. Посмотрим, какова цель современных людей—жажда золота и удовольствий! Деньги и удовольствие, понимаемые как средство, вполне оправдываются, но когда средство превращают в цель, то это может и должно принести только зло. Откуда эта безпощадная жестокость конкурренции? Откуда эта бешеная погоня за счастьем, эта глухота и слепота по отношению к идеалу передовых людей, эта жажда чего-то призрачного, обманчивого, суетного? Откуда это дикое упоение то одним, то другим удовольствиемъ? И каково следствие такого миропонимания? Вместо того, чтобы сделаться счастливее, люди стали более несчастны. Жестокая борьба похищает все силы, пожирает счастье множества людей и те, кто выходят победителями, должны признаться, что это была победа Пирра, потому что безостановочная спешка и погоня сделали их неспособными к истинному удовольствию жизни. Таково ныне положение вещей. Но этим зло еще далеко не исчерпано! Много хуже это воздействие на образ жизни. Кто весь день работает в поте лица, кто лишен в течение дня отдыха, тот, ясное дело, ищет удовольствия вечером. Таким образом пред нами ночная жизнь с ея тяжелыми повреждениями здоровью, с ея непомерным раздражением нервной системы. Страшным злом для нервной системы является алкоголизм, этот бич, удары которого ежегодно сражают сотни и тысячи людей. Промахи же на почве половой нравственности, блогодаря современным условиям жизни, стали слишком часты. Кому неизвестны печальные опустошения сифилисом и другими венерическими болезнями. Установлено, что наше современное поколение имеет ненормальную повышенную чувственность, об этом свидетельствуют: ранняя половая зрелость, половой