В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 51   >>>

  

— 51 —

Известно также, что самовнушение в некоторых случаях, подобно гипнотическому внушению, может обнаруживать резкое влияние на сосудодвигательную и растительную сферы организма. Этим путем между прочим объясняются различные стиг-маты и даже периодическия кровеизлияния из тех областей тела, из которых сочилась кровь у распятого Христа, как показывает известный в медицинской литературе и тщательно проверенный видными научными авторитетами пример Луизы Лато.

Но мы отвлеклись бы далеко в сторону от главного предмета нашей беседы, если бы задались целью подробнее разъяснять только что указанные явления нашей психической жизни.

Внушение, хан фактор в оамоиотрфбитфдь-ных актах наших сектантов.

Путем невольного внушения, взаимовнушения и самовнушения без труда объясняются и многия своеобразные стороны нашего сектантства, выражающияся в крайне грубых формах.

Кто не помнит изуверства Тираспольских безпоповцев, еще так недавно проявившогося погребением и замуравлива-нием живьем в подземельях 25-ти человек с их собственного согласия и желания. Читая описание этого потрясающого события, пред которым бледнеет всем известный аскетизм буддистов, невольно приходишь к выводу, что эти сектанты так спокойно шли на верную смерть лишь в силу укоренившейся путем внушения и самовнушения идеи о переселении вместе с этим погребением в лоно праведных.

Ковалев, выполнивший этот обряд погребения в Тернов-ских хуторах над всеми сектантами, в числе которых были его мать, дочь и жена, сам очевидно также находился под внушением со стороны монахини скитницы Виталии, которая отдавала ему свои повеления даже в то время, когда уже находилась в числе 6-ти человек в подземной нише и была за-брасываема землею.

Бесспорно, что убеждения раскольников, признающих народную перепись за антихристову запись, за отчуждение от Христа и от истинной христианской веры, создают почву для

— 52 —

самоистребительных стремлений; но отсюда до массовой самосожжения, как это случалось уже не однажды с нашими раскольниками, до закапывания в землю или до так называемого запощения или до уморения себя голодом еще далеко.

Надо однако заметить, что раскольничья среда в скитах, в некотором отчуждении от внешняго мира, при постоянном посте и молитвах представляет собой крайне блогоприятные условия для поддержания и развития религиозного фанатизма. При этих то условиях самоистребительная проповедь и находит себе блогодарную почву. Эта проповедь действует в подобных случаях не столько путем убеждения, сколько силой внушения и взаимовнушения,что и приводит к окончательному решению «соблюсти блогочестие без отступления», согласно выражению самих раскольников.

Не подлежит никакому сомнению, что в Терновских происшествиях роль главного вожака играла Виталия, которая, действуя первоначально по убеждению, в значительной мере укрепляла себя в проповеднической роли, блогодаря самовнушению. Общая атмосфера скита во время бывшей переписи, постоянные толки и обсуждения последней в ските, общая тревога и страх за последствия переписи поддерживали и укрепляли между членами скита путем взаимовнушения мысль о необходимости закопаться или запоститься; исполнитель же закапывании Ковалев, как человек недалекий, находился под внушением, как Виталии, так и других лиц, поддерживавших общее настроение раскольничьяго скита.

Место не позволяет долее останавливаться на этом животрепещущем вопросе; но вся картина самоистребительных происшествий в Терновских хуторах решительно не поддается иному объяснению, если не принять в этом деле влияния внушения и взаимовнушения на почве уже укоренившихся суеверий, сыгравших здесь бесспорно крупную роль х).

*) Подробное описание Терновских событий кроме газет можно найти в статье проф. И. А. Сикорского: Вольные смерти в Терновских хуторах. Вопросы нервно-психической Медицины за 1897 г.